Андрей Кураев: «Ни мира ни войны»
Автор: Андрей Кураев
Ситуация вокруг Всеправославного собора заставляет вспомнить эту формулу Троцкого. В том смысле что она идеально соответствует интересам московской церковной дипломатии (равны ли они интересам Церкви — отдельный разговор).
Для моск.патриархии лучше всего было бы, чтобы Собор не состоялся, но и не был отменен. Причину несложно прочитать вот в этом пассаже речи нашего Патриарха на арх. соборе в феврале 2016 года:
, неканонические действия представителей некоторых церковных образований в США и Канаде, находящихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Игнорируя канонического Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, иерархи данных образований только за прошедший год неоднократно посещали пределы Украины, открыто выступали в поддержку раскольников, обещали им признание их структуры в качестве автокефальной Церкви и при этом утверждали, что они якобы действуют от имени Святейшего Константинопольского Патриарха Варфоломея. И хотя Его Святейшество неоднократно заверял нас, что не поддерживает такую деятельность, подобные заявления некоторых его иерархов, на фоне регулярных призывов к Константинопольскому Патриарху со стороны лидеров раскола напрямую вмешаться в церковную ситуацию на Украине, создавали впечатление, что такое вмешательство после Собора действительно не исключено.
http://www.patriarchia.ru/db/text/43660
Раз «такое вмешательство после Собора действительно не исключено», значит, желательно, чтобы время «после Собора» вообще не наступило. Чтобы он всегда был морковкой, висящей перед глазами, причем не в архаичном смысле этого слова (в аккадском языке древнего Шумера слово «прошлое» звучит как умпани, буквально «дни лица»: человек плывет по реке времен, постоянно взирая на прошлое в поисках в парадигм своего поведения).
Собор станет «прошлым» и тем самым перестанет быть фактором, мотивирующим сегодняшнюю сдержанность Фанара в двух случаях: или если он состоится, или если он будет отменен. То есть если Фанар решит: «Затея не удалась. За попытку спасибо. Но повторять ее будем уже не при нашей жизни». И после этого переключится на решение другой стратегической задачи. Украинской.
Единственный способ избежать этого — оставить собор в состоянии «близкого будущего» (франц. futur proche). То есть — «отложить до окончательного согласования на ближайшем Синаксе Глав Церквей».
Но из того, что так желательно для Москвы, не следует, что так Фанар и поступит. Скорее всего свое собрание они проведут. По прежнему будут считать его всеправославным (греки мастера подменять реальность пышными словами: они и повелителя крошечной Никейской империи именовали владыкой вселенной). Но решатся ли они воспользоваться отсутствием славянских тормозов для изменения ранее согласованных документов и для принятия новых?
Такой риск есть.И наш Синод, принимая сегодня свое решения, тоже должен будет учесть его: какой может быть возможная плата за наше последующее возвращение во «всеправославные» процессы?
Нет комментариев на “Андрей Кураев: «Ни мира ни войны»”