Опубликован текст Соборного послания
Автор: Кирилл Говорун
Общее впечатление положительное: текст богословски насыщенный, с достаточной концентрацией ньюансов, но при этом доступный. Греческий язык оригинала — еще не димотика, но уже и не кафаревуса, довольно удобочитаемый. Кстати, русский текст прячет многие детали, которые бросаются в глаза в греческом.
Теперь несколько пунктов, которые бросились в глаза:
— Начинается текст с Бартианского утверждения о том, что Церковь не живет для себя. Смело и правильно.
— Признается, что ценность собора не в принятых текстах, а в нем самом. Что является византийской формой сказать, что тексты откровенно слабы.
— Очень неожиданный ход мысли в утверждении, что Православная Церковь является продолжением Единой, Святой, Соборной, и Апостольской Церкви. То есть между ними есть какой-то зазор — пусть даже умозрительный?
— Включен любимый тезис Патриарха Варфоломея, что Православная Церковь — это не конфедерация Поместных Церквей. Вообще текст и в других местах анти-конфедератский.
— Соборно утверждено ноу-хау, придуманное еще в начале 1990-х Патриархом Варфоломеем — институт Синаксисов. Это собрание Предстоятелей всех Поместных Церквей. Албанский Архиепископ неоднократно подчеркивал во время Собора, что Синаксис — это новый институт, не имеющий аналогов в истории. Впрочем, на мой взгляд, аналоги у него есть — это система Пентархии, существовавшая во второй половине первого тысячелетия. Да и сам Собор по сути стал расширенным Синаксисом, поскольку решения на нем все равно принимали Предстоятели, а епископат больше формально подписывал документы. Так что можно считать, что Синаксис отныне — это главный православный институт соборности.
— Всеправославный собор (читай: расширенный Синаксис — это если епископам не вернут индивидуальное право голоса) должен стать постоянно действующим институтом. В постановлении не сказано, как часто он должен собираться, но соборяне указывали диапазон раз в 5-7-10 лет.
— Собор подтвердил курс на экуменический диалог. Правда, слово «экуменизм» не употреблено, а говорится просто о диалоге с инославными христианами. Также подчеркивается, что диалог должен быть бескомпромиссным в вопросах веры.
— Внимание! — осужден фундаментализм. Кажется, это первое соборное осуждение такого рода, а потому историческое. Соборный акт характеризует фундаментализм как проявление болезненной религиозности.
— Много говорится о правах: в большей мере об индивидуальных, и в меньшей о коллективных.
— Говорится о защите гражданина от произвола государства (привет сумасшедшему принтеру).
— Защищается свобода совести и осуждается насильственное навязывание веры. При чем не указывется, что такого навязывания не должно быть только в одну сторону: из Православия. Не исключается, что его не должно быть и в другую сторону.
— Церковь не должна вмешиваться в политику. При этом политики, что интересно, призваны к самокритике (привет «солнцеликому»).
— Христианский марксизм, который мягко, но твердо продвигали представители некоторых Церквей, особенно Александрийской, в тексте присутствует минимально.
Нет комментариев на “Опубликован текст Соборного послания”