Андрей Кураев: Соборные анти-санкции
Автор: Андрей Кураев
Путин решил отлучить россиян от мирового продуктового рынка. Патриарх решил повторить этот подвиг на церковной ниве.
Еще раз моя позиция:
1. Я против папизма римского, а также фанариотского и московского.
2. Всеправославный собор очень нужен — но лишь при решимости честно думать и спорить и принимать трудные решения.
3. Патриархи отказались от этого и — даже в полном формате собор стал импетентной витриной. Собор запуганных и немощных старцев, которые всему миру демонстрируют, что им просто нечего сказать.
4. Отказ даже от такого собора многократно мультиплицировал эффект, описанный в п. 3. Уж католики просто пережили минуту глубокого удовлетворения.
5. Все же самая точная и гибкая позиция у сербов. Они показали свои аргументы. Показали готовность уйти. Но и показали готовность к спокойному диалогу. Наш Патриарх тоже мог бы приехать на предваряющий собор синаксис. Объяснить свою позицию. Услышать ответы, и ответить на них… А потом уж, если будет надо и уехать.
6. Патр. Варфоломей удивительно точно воспроизводит схему еврейской апологетики Пурима. Напомню: они говорят, что персидский царь якобы не имел права отменять свои собственные приказы, «скрепленные перстнем». Поэтому раз уж он назначил на 15 Адара следующего года резню, в ходе которой персы должны были резать евреев, а потом передумал, то он не мог просто сказать «ребята, живите дружно» а мог разве что поменять направление резни, разрешив в от же день евреям резать персов. Вопрос, где же в персидских источниках можно почитать о таком персидском законе или представлении, этих еврейских апологетов понуждает к скромному молчанию или же к повторному цитированию своей же еврейской, а, значит, ни разу не персидской, книги Есфирь.
Вот и патр. Варфоломей вдруг скромно заявляет, что он никак не может ни перенести собор, ни изменить его названия, потому что к решению о его проведении уже приложен перстень и его и остальных шамбезийских переговорщиков.
7. В истории Вселенских соборов были прецеденты, когда собор открывался, а отдельные делегации прибывали много позже. Достаточно почитать более чем скандальную историю Эфесского (Третьего Вселенского) Собора. Так что эллинская совесть Варфоломея (в Византии высокое слово безусловно аннигилировало реальность, если между ними намечалось расхождение) нимало не помешает ему при виде пустых скамей назвать свой критский собор Всеправославным.
8. Раз объявленный открытым этот собор может не закрывать себя, а объявить длящимся десятилетиями со ссылкой на все тот же Шамбезийский мандат всех предстоятелей. У него появится новая повестка дня, новые проекты решений и новые решения, уже никак не согласованные с нашей церковью. Поезд будет набирать ход. И когда однажды мы все же решим вернуться в «мировую семью православных церквей» (пусть даже и не в этом столетии), нам поставят условием без правки принять все, ранее постановленное.
9. В общем, к изоляции на внешнеполитической и экономической арене патриархия добавила изоляцию церковную. И развязала Варфоломею руки на Украине. Ведь документ о порядке предоставления автокефалии на Соборе не будет рассматриваться, а, значит останется в силе и в голове Варфоломея нынешняя модель: дескать, он один может решать, давать автокефалию кому бы то ни было на планете или нет. (Почему это вопрос завис? да по той же стыднейшей из причин: не смогли договориться, в каком порядке ставить подписи на акте автокефалии).
10. История учит, что принесение каких бы то ни было жертв «в знак солидарности» не приносит благодарственных и прочных бонусов. Вскоре жертвенно и солидарно поддержанные «братушки» все равно перебегают в другой лагерь.
И главное: никаких проблем этот отказ не решил. А вот новых сложностей и тревог — добавил.
Поэтому — не аплодирую.
Нет комментариев на “Андрей Кураев: Соборные анти-санкции”